Перейти к содержимому


Самолёт на склоне


Сообщений в теме: 66

#1 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 01 Октябрь 2011 - 21:15

Ходил сегодня за Шапсугскую до ур. Раздеры и назад. Заинтересовала табличка на памятнике погибшим лётчикам:

Изображение

Ясное дело, по возвращении глянул в документы. Странно, но ст. лейтенант Чурилов Иван Павлович действительно погиб в воздушном бою 21 апреля 1943 года и был пилотом 437 истребительного авиаполка 201 ИАД, то есть он никак не мог летать на двухместном штурмовике ИЛ-2. В тот период полк летал на истребителях Ла-5.

Да, ну и конечно же, по номерам пулемёта и двигателя самолёта совершенно невозможно определить фамилию лётчика.

Сообщение отредактировал RUS23: 09 Октябрь 2011 - 15:11


#2 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 02 Октябрь 2011 - 11:11

Просмотр сообщенияRUS23 сказал:

Да, ну и конечно же, по номерам пулемёта и двигателя самолёта совершенно невозможно определить фамилию лётчика
Все возможно было бы желание и пулемет с двигателем!

#3 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 02 Октябрь 2011 - 15:21

Чурилов Иван Павлович. Русский. Воевал под Сталинградом и на Северном Кавказе, награждён двумя орденами Красного Знамени.
Заместитель командира эскадрильи 437-го истребительного авиационного полка (201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный полк, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), старший лейтенант.
24 апреля 1943 года в 12.40 с аэродрома Геленджик вылетел во главе шестёрки Ла-5 на прикрытие восьмёрки самолетов Ил-2, штурмовавших артиллерийские батареи и пехоту противника в районе высоты 307.2, северо-западнее Новороссийска. При отходе от цели группу штурмовиков атаковали 40 истребителей Ме-109. Нашим лётчикам удалось сбить 3 "Мессершмитта", один из которых был на счету Чурилова.
В разгар боя четвёрка Me-109 прорвалась к замыкающему Ил-2. Чурилов бросился на выручку. Он открыл огонь по первой паре. Заметив опасность один немец отвалил в сторону, но попал под очередь старшего лейтенанта М.Г. Шаповалова. В это время Ла-5 Чурилова был атакован сразу несколькими Me-109 и подожжён. Несмотря на это Чурилов атаковал истребитель противника, который был ближе к Ил-2. Немец попытался уклониться, столкнулся с "Мессершмиттом" соседней пары и оба они упали на землю.
В следующее мгновение самолёт Чурилова взорвался.

Изображение

По ходу, Иван Павлович в двух местах похоронен.
Если на склоне горы над Адегоем действительно лежат обломки штурмовика ИЛ-2, то это не самолёт Чурилова.

Сообщение отредактировал RUS23: 02 Октябрь 2011 - 20:43


#4 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 04 Октябрь 2011 - 12:41

Действительно, был не прав. В ряде случаев по номеру двигателя можно установить состав экипажа.
Если есть желающие, то предлагаю желающим в субботу сходить к месту падения самолёта и попытаться снять со склона коленвал, цилиндр или др. часть с номером, если они там сохранились, конечно же.

#5 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 05 Октябрь 2011 - 12:38

У меня работа, не смогу составить компанию.Но могу помочь в поиске пилота, все детали нужно скинуть в отдельную тему, они уже будут размещены на форуме поисковиков.Так опознаем саму марку самолета и возможно пилота.

#6 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 08 Октябрь 2011 - 18:33

Прилично отмахали по склонам горы Липовой зигзагом туда-сюда без результата. Либо обломки самолёта фактически лежат всё же на соседней высоте 432,4 как ориентировочно показано на фрагменте ниже приведённой туристической карты, либо на собсно Липовой, но где-то выше 300 метров от уреза реки, подняться туда не хватило времени.

Мож быть, кто-то знает точное место и может отметить:

Изображение

Это сэкономило бы массу сил и времени. Заранее благодарю.

Сообщение отредактировал RUS23: 08 Октябрь 2011 - 19:03


#7 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 14:39

Где то я читал про этот самолет, что пионеры пулемет нашли с него и принесли то ли в музей, то ли еще куда,Сейчас поищу в своём архиве данные, может что поможет.

Нашел Изображение Скромный обелиск установлен на небольшой полянке справа от дороги. Надпись сообщает, что здесь похоронен летчик-истребитель Чурилов и его боевой товарищ. Остатки самолета и сейчас можно увидеть, поднявшись по западному склону горы Липовой на 2/3 высоты напротив обелиска.

Другой источник
Памятник летчикам. Краеведческая литература сообщает, что здесь похоронен экипаж советского штурмовика подбитого в сорок третьем в районе Новороссийска. Пилот пытались довести поврежденный самолет до аэродрома в Абинске, но в ущелье Адегоя машина полностью утратила управление и врезалась в склон горы Липовой. Остатки самолета до сих пор лежат на месте падения (напротив памятника, на правом берегу реки, где-то выше середины подъема на Липовую). Личности летчиков сразу установить не удалось. В шестидесятых годах по номеру пулемета снятого с самолета поисковики установили фамилию одного из летчиков, второй так и остался неизвестен, поэтому на обелиске необычная надпись: Чурилов Иван Павлович и его боевой друг.

Сообщение отредактировал ШРЕК: 09 Октябрь 2011 - 15:41


#8 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 15:25

Тему можно назвать Военная Археология

Сообщение отредактировал Asker: 09 Октябрь 2011 - 15:26


#9 ШРЕК

    Администратор

  • Администраторы
  • 4 585 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Интересы:все понемножку :)
  • Имя:Людожер
  • Кто:МСМК

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 15:41

Просмотр сообщенияAsker (09 Октябрь 2011 - 15:25) писал:

Тему можно назвать Военная Археология
Вы вроде сами тему назвали уже. Если надо, поправлю, как скажете ;)

#10 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 15:46

Спасибо, дядя ШРЕК ;)

#11 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 18:41

Собственно по Чурилову И.П.
Кадровый военный, лётное училище окончил до войны, лётчик-истребитель, на фронте, видимо, где-то с конца зимы-начала весны 1942 года. В 156 ИАП летал на ЛАГГ-3, там же в августе 42 был представлен к ордену Отечественной войны, но получил в октябре Красное Знамя, когда уже был в другом полку, потому что 156 ИАП 23.08.42 убыл на Северо-Западный фронт.Видимо, где-то в августе-сентябре 42 года попал в 1 ЗИАП, где на то время личный состав 437 ИАП переучивался на истребители ЛА-5, в дальнейшем находился в этом полку.
На период с 19 по 28 апреля 1943 года для уменьшения подлётного времени к местам боевых действий была создана специальная Геленджикская авиационная группа, в которую вошло и несколько истребителей 437 ИАП.
Изображение

Сообщение отредактировал RUS23: 09 Октябрь 2011 - 19:59


#12 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 18:49

Вот где тот пулемет что они нашли?Из источника написано по нему нашли фамилию летчика.

Сообщение отредактировал Asker: 09 Октябрь 2011 - 18:51


#13 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 19:23

Таки я ж и говорю, что похоронены ДВА лётчика, а ЛА-5 Чурилова одноместный истребитель. Для начала нужно найти самолёт и точно определить тип по стойкам шасси, радиатору и пр., на "Тризне" помогут. После этого будет понятно - это точка в деле ( вторые останки могли оказаться не месте случайно) или нужно искать дальше экипаж ИЛ-2 .
Вообще, в Сети этот самолёт позиционируется как штурмовик, подбитый в районе Крымской и тянувший до последнего в сторону Геленджика на аэродром Тонкий мыс .
Думаю, что по запросу пионеров в 60-е годы военкомат не стал заморачиваться ведением сложных поисков в архивах и пр. , а просто дал фамилию лётчика, сбитого в районе Шапсугской. Кстате, сам Чурилов в донесении о потерях единственным показан как похороненный в 1943 году, а не пропавший без вести во время вылета, что показательно.

#14 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 20:04

Может на Тризне эту тему поднять?Там есть люди у которых есть списки по ИАП на Кубани!

#15 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 09 Октябрь 2011 - 21:48

Вкладку "Авиация" на "Тризне" прочитал. По ходу, этим самолётом никто не занимался, потому что он давно числится найденным и установленным, просто никто не задумался над тем, почему лётчик-истребитель оказался похороненным на месте падения двухместного самолёта.
Нужно найти самолёт.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

#16 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 22 Октябрь 2011 - 19:47

На южной части склона четыре воронки, но на место падения не похожи, примерно с четырёхсот метров от уреза воды начинаются труднопроходимые участки, что-то вроде бурелома, поваленные деревья, кустарник, небольшой обзор, крутизна градусов 60-70. Зацепился за корень и метров двадцать катился вниз с рюкзаком на спине "голова-ноги", экзотика выходного дня ;) Одно место отметил зарубками на дереве: борозда несколько метров заканчивается ямой, но внешне никаких заметных фрагментов.
Короче говоря, задача оказалась несколько труднее, чем казалось вначале, мягко говоря. Нужно идти минимум втроём.

Сообщение отредактировал RUS23: 22 Октябрь 2011 - 19:55


#17 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 19 Ноябрь 2011 - 20:10

Четыре выхода на склоны горы Липовая результата не дали. Были замечены несколько зайцев (один выскочил прямо из под ног), здоровенный чёрный кабан пёр с вершины вниз прямо на меня, но метрах в 3-4 отвернул и обошёл по дуге, но никаких обломков и частей.
Буквально два дня назад стало известно: оказывается, в 60-70 годы местные жители хорошо знали место падения самолёта и унесли оттуда всё, что только было можно. Уж чего-чего, а тащить наши люди умеют прекрасно, просто талантливо и со склона любой крутизны ;) ...
Одна надежда, что 830 килограмовый двигатель мог от удара сорваться и уйти в грунт.

Если среди посещающих этот форум есть жители ст. Шапсугской, либо имеющие знакомых, которые могут помочь найти там человека, способного указать точное место, то буду оч благодарен и в долгу не останусь.

#18 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 19 Ноябрь 2011 - 22:56

Ты с прибором ходил или так,просто на глаз искал остатки?

#19 RUS23

    старожил

  • Пользователи
  • 2 694 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Крымск
  • Имя:RU
  • Кто:монтёр

Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 08:31

Ходил с навигатором, была надежда что место малодоступное. Теперь без металлодетектора не обойтись, но для этого нужно точно знать место, слишком большая территория. Памятник явно был поставлен не напротив падения, а где было удобно.

#20 Asker

    старожил

  • Пользователи
  • 1 559 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Абинск
  • Имя:Александр
  • Кто:Связюк

Отправлено 01 Декабрь 2011 - 17:30

Выходы когда еще будут?





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитированияКонтакты с администрацией форума